Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

 

Мои мысли о школе и не только....

 Я всегда знала, что буду работать в школе. Мне нравится этот муравейник со строго регламентированным укладом. Мне нравятся нестандартные люди и нестандартные решения, потому что если по шаблону, то это скучно.

Задача руководителя, которую я ставила в начале своего пути, – сделать школу такой, чтобы в ней хотелось жить! Путь к её реализации был долог и тернист, мы уже на горе, но еще не на вершине!

           Для меня нет вопросов и сомнений, в каком направлении и как двигаться дальше.

           В течение многих лет приоритетными направлениями работы в школе для меня были и остаются:

  • Качество образования
  • Выявление и развитие талантливой молодежи
  • Создание комфортной среды, обеспечивающей условия для обучения и учащимся, и учащим

 

                  Когда были провозглашены задачи развития одаренных детей, борьбы с ветхостью школ, развития учительского потенциала, мы уже решали их и имели ряд достижений в этом направлении. Получение первого гранта позволило улучшить техническое оснащение школы и повысить потенциал педагогов, что, в свою очередь, сказалось на качестве образования. Уже тогда  наша седьмая школа была «цифровой»: компьютерное оборудование и интерактивные доски были в трети кабинетов. Сегодня школа оснащена высокоскоростным интернетом, созданы условия для онлайн и дистанционного образования. Работа коллектива направлена на формирование у школьников навыков в цифровом мире, обучение анализу данных, элементам программирования, на создание цифровых проектов для будущей профессии, чтобы учащиеся могли оперировать всеми необходимыми инструментами для обработки большого массива информации, могли освободить силы для творчества и повысить эффективность своего труда в будущем. Это непрерывный процесс обучения и для самих школьников и учителей — технологии меняются и невозможно раз и навсегда получить знания в сфере технологий. Считаю, что электронный ресурс – это ресурс развития для всех участников образовательных отношений. Мы решили, что школьникам необходимы электронные учебники, позволяющие им в динамике увидеть физические, биологические и химические явления, побывать в лабораториях ученых-исследователей, наглядно ознакомиться с достижениями современных отраслей науки, совершить увлекательное путешествие в дальнюю страну или даже на другую планету. 5-6 классы успешно работают с ними. Учащиеся видят виртуальные музеи нашей страны и всего мира, знакомится с достижениями мировой музыки, живописи, литературы. А для педагога это не только новые педагогические технологии проведения занятий со школьниками, это иной формат работы с одаренными.

               Сегодня наши педагоги совершенствуют свои профессиональные компетенции не только в рамках внутришкольной системы повышения квалификации (семинары, тренинги, конференции, мастер-классы), активно используя и научно-методический ресурс города, но и занимаются на различных дистанционных, очных и заочных курсах, 8 продолжают обучение, получая второе образование. Так повышение профессионального потенциала кадров стало одним из слагаемых результатов обученности и воспитанности школьников, о чём свидетельствует положительная динамика качества знаний. Успеваемость учащихся за последние пять лет составила 100%, качество знаний- 62%. О высоких показателях говорит отсутствие неудовлетворительных результатов на ГИА, ежегодная сдача ЕГЭ на 90 и 100 баллов по различным предметам (русский язык, английский язык, история, биология, химия). За последние 3 года из школы вышли 11 золотых медалистов. 100% выпускников поступают в вузы, 85% - по выбранному профилю.

                   Главная задача современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.  Эту задачу мы успешно решаем с коллективом единомышленников, готовых к инновационному обновлению образовательного процесса, созданию активной творческой среды в школе.

                    Значит ли это, что мои коллеги достигли совершенства в своем деле? Ведь сформирована система работы, способствующая стремлению педагогов к саморазвитию и самореализации, повышению квалификационных категорий, создана оптимальная атмосфера учения в учительской среде через проведение конференций, СКРАМ-технологии, методику коучинга, школы классных руководителей, практико-ориентированных мини-семинаров по актуальным направлениям деятельности. 74% педагогов имеют квалификационные категории, в том числе высшую- 43%, первую- 31%. 83% - специалисты с высшим образованием. В школе 4 победителя ПНПО - обладатели Премии Президента РФ и губернатора Московской области, 6 Почетных работников общего образования РФ, 11 учителей, награжденных грамотой Министерства образования и науки РФ, 19 - грамотой Министерства образования Московской области; за последние пять лет 16 учителей школы награждены наградами различной ведомственной принадлежности; школа активно позиционирует свой опыт через участие в профессиональных конкурсах и семинарах различного уровня. За последние три года школа приняла участие в  8  конкурсах, учителя школы –  в 11.

                    Нет! Это хорошие результаты для будущего витка. Но уже в ближайшем будущем учителя должны овладеть методикой межпредметных технологий. То есть преподавать свой предмет, постоянно проводя связи и аналогии с другими дисциплинами: в литературе ссылаться на историю, историю связывать с географией, а географию, например, с обществознанием. То есть не только давать голые факты, а уметь искусно представить еще и атмосферу времени, о котором идет речь. И это обязательно получится! Когда человек удовлетворен тем, что он делает, и получает качественный результат – это уже половина успеха. С введением профстандартов мы можем повысить профессиональную мотивацию педагогов. По сути, это идея играющего тренера. Педагог приходит в школу с определенным профессиональным статусом. В своей деятельности показывает свой профессионализм: эффективность своих технологий, эффективное взаимодействие с участниками образовательных отношений, инновационный потенциал, потенциал профессионального развития и т.д. Это статус старшего учителя, далее ведущего учителя, и он реализует себя не только в работе со школьниками. Он выступает уже как педагог для других своих коллег.

                 Происходит самоорганизация. Самоорганизация, саморазвитие, самообучение... Что лежит в основе этих  определений? В основе - сам, лично, персонально, собственной персоной, самолично, собственнолично. Делать - собственноручно (устаревшее - своеручно); видеть - своими или собственными глазами, воочию; слышать - своими собственными ушами, делать без чьей либо помощи, самостоятельно, своими силами, самосильно, без чьих-либо указаний: по собственному почину, по своему усмотрению, на свой страх и риск, самочинно испытывать что-либо: на собственном опыте, иногда говорят - на собственной шкуре.
                  Принцип самообучения организации лежит в основе развивающейся организации, в которой готовность и способность учиться признают все члены коллектива. Системные исследования показали, что способность учиться - ключевая для эффективной организации, а самообучающейся организацией становится та, которая создает, приобретает, сохраняет, приумножает и передает знания, умения и навыки. Для бизнеса человеческие ресурсы - наиболее важный фактор профессиональной эффективности, производительности и цель инвестиций, а обучение работников - фундаментальная основа профессиональной деятельности.
                    Почему мы вынуждены обращаться к теориям менеджмента и опыту бизнеса? Современная образовательная система работает в рыночных условиях. С одной стороны, прозрачные принципы нормативно-подушевого финансирования формируют бюджет образовательной организации, который, как известно, определяет количество обучающихся, ведь деньги следуют за учеником. Но с другой стороны, сегодня семья имеет возможность выбрать именно ту организацию, которая в полной мере отвечает на образовательные потребности и запросы. А это значит, что школа должна быть конкурентоспособной и привлекательной для семьи. Заинтересованные родители, как во все времена, идут на учителя! И чем больше профессиональных и компетентных педагогов, тем выше уровень родительского интереса. И здесь уже возникает необходимость говорить о конкурентоспособности не одного учителя, а целого педагогического коллектива, поскольку один или два даже самых сильных и выдающихся учителя не могут сделать организацию эффективной и конкурентоспособной в условиях рынка.
                     Поэтому сегодня правильный вектор современного управления школой - формирование модели самообучающейся организации, в основе которой лежит идея коллективного непрерывного самообучения и саморазвития кадров. Достаточно ли для успешности саморазвивающейся организации укомплектованность кадрами, причём квалифицированными и талантливыми, способными к инновациям? Думается, нет… Если нет созданной руководителем современной материально-технической базы учреждения, работать на продвижение, на прорыв невозможно! На плохом оборудовании красивое и модное не сошьешь, рекорд не поставишь, а значит, и в школе оборудование позволяет внедрять современные технологии обучения и управления организацией. Все кабинеты школы оснащены мультимедийным оборудованием, позволяющим применять в учебном процессе ЭОР нового поколения, использовать дистанционные формы обучения школьников, участвовать в различных творческих и предметных всероссийских и международных интернет - конкурсах и проектах, занимая призовые места. Ежегодно более двадцати пяти учащихся нашей школы занимают первые и призовые места в муниципальном этапе ВОШ по различным предметам. Только за последний год   учащиеся нашей школы совершили «прорыв», завоевав 8 призовых мест из 17 завоеванных городом, став призёрами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. (история, право, литература, география, технология, избирательное право , литература, обществознание, биология, химия). И безусловно, это заслуга не только учеников, но и учителей, умеющих работать на самоотдачу: Бахтоярова О.И., Белоусова Е.С., Галимова С.В., Громова К.А., Махниборода О.М., Рожкова Г.Г., Степанова Л.Ю ,Тетёркина Е.Д, Школьникова Т.А.- всех и не перечислишь….)  12 творческих работ  учащихся заняли первые и призовые места в различных конкурсах. Творческие и исследовательские работы школьников занимают первые и призовые места не только в городских конкурсах, но и региональных и федеральных, а также публикуются в различных сборниках.  За два года участия в Конкурса учащихся «Белые журавлята России», который проходил в рамках Международного фестиваля Народного Единства «Белые журавлята России» трое наших участниц  из 7-9 классов становились  победителями и призером( руководители Галимова С.В., Опевалова Е.В.) Победитель Всероссийского конкурса «Человек и космос» (руководитель Тетеркина Е.Д.).  Две семиклассницы- победители областной выставки-конкурса "Роспись ткани" в рамках фестиваля детского и юношеского художественного и технического творчества "Юные таланты Московии" 2017 (руководитель Степанова Л.Ю) 2 ребят стали лауреатами регионального этапа конкурса чтецов для обучающихся с неродным русским языком "О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык"(руководители Галимова С.В., Школьникова Т.А.), трижды лауреатами регионального этапа конкурса чтецов «Живая классика» становились учащиеся нашей школы  (руководители Галимова С.В., Опевалова Е.В., Школьникова Т.А.),а уже в этом году целая группа поедет с композицией на этот конкурс на региональный этап. Неоднократно наши ребята выиграли Дебаты различных форматов на региональном и федеральном уровнях(руководитель Тетёркина Е.Д).

На протяжении десятилетия команда  "Дельта 7" традиционно занимает призовое место в общекомандном зачёте на Спартакиаде допризывной и призывной молодёжи (руководители Плаксюк Л.В., ТихийА.А.)

                    С другой стороны, система дополнительного образования (в школе  14 направлений деятельности) позволяет школьникам осваивать творческие виды деятельности - музыку, ИЗО, танцы бальные и современные, лёгкую атлетику, ритмику, волейбол, баскетбол,  конструирование и моделирование костюмов и декораций для театра мод, композиционное изготовление кукол, а также робототехнику, визуальное программирование и другие. Учащиеся школы  регулярно принимают  активное участие в региональных и городских соревнованиях, занимая призовые места: первое – в соревнованиях допризывной молодежи, Президентских состязаниях, 2-е место в соревнованиях по баскетболу, «Веселых стартах», футболу и др. Так, на мой взгляд, происходит реализация академической и творческой одаренности школьников.

                    Нам удается обеспечивать поддержку развития различных контингентов детей, развития личностной, социальной и профессиональной компетентности, развития одаренности. При этом удаётся быть и  школой интеграции (инклюзии) детей с инвалидностью и ОВЗ в образовании и обществе.  У нас  учатся  868 детей,  из них 23 учащихся с ОВЗ, включая инвалидов. Учащиеся  с ОВЗ принимают посильное участие в различных соревнованиях, становясь лауреатами, призерами и победителями в таких конкурсах как «Дизайн вчера, сегодня, завтра», соревнования «Старты Мечты» (программа «Лыжи Мечты») на грант Президента РФ фонда «Перспектива» наша семиклассница заняла второе место.  Нам удалось создать оптимальные условия, разработать и реализовать идеальную систему технологий для работы с детьми с ОВЗ, чтобы дети были счастливы и могли максимально реализовать свой потенциал Важно, что у детей с особенностями развития хорошие результаты и в обучении, и различных олимпиадах и конкурсах и итоговой аттестации.

                     Мы являемся школой, формирующей способность личности к познанию, творчеству, труду. Школой успешной социализации личности.  Ученическое самоуправление школьников является надежным деловым партнером педагогического коллектива в деле обучения и воспитания. Именно благодаря их деятельности жизнь в школе бурлит, и равнодушных рядом нет. У нас нет второгодников, нет тех, кто не носит школьную форму. И это заслуга ребят из республики ЮГР, волонтёров, юнармейцев. Наверное, закономерно, что действующая в школе система гражданско-патриотического воспитания, представленная на региональном конкурсе, получила признание и заняла 3 место.

                      Всё это стало возможным благодаря самобучению, поэтому наше образовательное пространство – это пространство саморазвития, самореализации и успеха. Можно с уверенностью сказать, что модель самообучающейся организации - это модель организации будущего, которая быстро приспосабливается к новым требованиям и изменениям на основе формирования профессиональных компетенций, востребованных практикой. 

                       Но деятельность школы не была бы успешной, не будь рядом очень мощной силы, настоящего союзника и верного друга-родителя. Совет родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся направлял свою работу на создание комфортных условий для обучения и воспитания учащихся; осуществлял контроль за организацией их питания и медицинского обслуживания; принимал участие в организации внешнего мониторинга качества предоставляемых образовательных услуг. Положительным результатом совместной деятельности администрации и Управляющего Совета школы является реализация программ: «Формируем патриота и гражданина», «Будь здоров!», «Здоровое питание», «Школа – территория мира и межнационального согласия». Именно благодаря нашему взаимодействию с родителями, их помощи, поддержке и участию ежегодные мероприятия (благотворительные акции, мероприятия патриотической направленности, Дни Здоровья, субботники, соревнования «Мама, папа, я спортивная семья», «Мама, папа, я читающая семья», Рождественские и Пасхальные образовательные Чтения, творческие конкурсы «Святая Пасха», «Рождественский сюжет», «Пасхальное яйцо» и др) превращаются в праздники, ярмарки и фестивали.

                   Управленческая деятельность административной команды, Управляющего совета школы (Управляющий совет-дипломант Всероссийского конкурса Общественной палаты РФ на лучший опыт деятельности управляющих советов, а его председатель - Захаров П.А был признан лучшим управляющим по итогам всероссийского конкурса председателей управляющих советов) и Совета родителей, направленная на определение стратегии развития образовательной организации, способствовала тому, что на протяжении последних трех лет является победителем и занимает призовые места в муниципальном рейтинге работы образовательных организаций. 

                    Наше образовательное учреждение  является базовым по внедрению и распространению передового педагогического опыта: в разные годы школа была и в настоящее время является региональным и муниципальным ресурсным центром по направлениям: «Распространение лучших образовательных практик» (РИП «Разработка и реализация региональных программ поддержки школ, работающих в сложных социальных условиях»), «Введение ФГОС» ( региональный), «Внедрение современных педагогических технологий в образовательном процессе» (муниципальный, окружной, федеральной пилотной площадкой по направлениям: «Введение ФГОС НОО» «Распространение лучших образовательных практик» (региональная),   «Государственно-общественное управление как механизм обеспечения социального заказа на образование» (региональная), «Афлатун: финансовое и социальное образование детей» (региональная );член ассоциации «ЛИДЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПОДМОСКОВЬЯ».                         Школа стала победителем конкурса учреждений Московской области, внедряющих инновационные образовательные программы по направлению «Сохранение и укрепление здоровья школьников» комплексного проекта модернизации образования, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». А по итогам регионального конкурсного отбора по закупке технологического оборудования для столовых  -  победителем в направлении «Здоровое питание». Участие в конкурсах определяется исключительно интересами учащихся, созданием необходимых условий для успешной реализации, созданием комфортной среды, в том числе и для занятий спортом.  Победы в конкурсах позволили «заполучить»  многофункциональную спортивную площадку, оборудовать тренажерный зал и площадку по изучению правил дорожного движенияс переносными знаками и светофорами, работающими от аккумуляторов. Как результат такого подхода – победы и призы команд школы в различных соревнованиях .

                  Комфортная среда…. Конечно, школа живет в доме со своей архитектурой и историей, позволяющей лишь отчасти и далеко не сразу воплотить сказанное выше. Наше здание полувековой постройки, увы, не дает возможности провести в каждый кабинет воду и облегчить проведение столь важных уроков живописи и лепки. Но какие-то нововведения оказались возможными.

                  В какой-то момент учителя осознали, что жизнь учеников решительно не умещается в классной комнате, какой бы уютной она ни была. И не только в силу ее размеров. Просто дети всюду – в коридоре, во дворе.

Это стало толчком для проекта по реорганизации рекреации начальной школы (младшие классы занимают у нас ровно один этаж). Голый коридор превратился в дифференцированное жизненное пространство с уютным домиком, уголками, местами для игр, шведской стенкой, и даже – в будущем – малым скалодромом. Здесь можно отдыхать, играть и организовывать праздники на своей сцене.

                 С самого начала этот проект хотелось сделать школьно-семейным, чтобы появился еще один повод для взаимодействия родителей и учителей.Было важно показать ребятам, как работают их родители, для того чтобы отношение к новым стенам стало совсем другим. А родители смогли представить, чем будут заниматься их дети вне уроков.

              В частности, нам удалось расширить ряд классов (в начальной школе), создав свободную зону для жизни. С самого начала существования ОУ был запущен и учительско-родительский художественный проект индивидуального оформления кабинетов. Так в них появились картины. Несколько лет назад к этому процессу присоединились и ученические группы, предложившие свои дизайнерские решения.

              Школьный двор… У нас его нет! У нас парк!.....Казалось бы...что тут можно улучшать? Зачем менять природный ландшафт? Однако практическая активность внутри образовательного учреждения нарастала и выливалась наружу. Не только недостаток площадей выталкивает школьные процессы за рамки стен. Какой бы современно оборудованной ни была школа, жизнь вокруг нее неизмеримо богаче, и, в конце концов, именно к ней необходимо готовить и с ней взаимодействовать.

             Итак, школа за пределами уроков. Упомянем только один аспект – система практик. Размыкание школьных рамок и организация образовательной среды, позволяющей взаимодействовать с внешним миром, – одна из основных современных тенденций. Другая – возвращаясь к началу статьи, – создание максимально уютной, дружественной школьной атмосферы.

 

             А что в будущем? Один из основных проектов – это «Ресурсная школа». Его основная задача – научить работать так,чтобы вокруг тебя все искрилось и бурлило!

            Мы живём в сообществе всех участников образовательного процесса (родителей, детей и педагогов), где родители являются полноправными участниками образовательных отношений. Это детско-взрослое образовательное сообщество позволяет повышать качество образовательной и воспитательной деятельности.

Гордимся тем, что у нас есть такие друзья, как космонавты, художники, учёные, режиссёры, ветераны(участник штурма рейхстага Д.Я. Япаров, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, певица и театральный режиссёр Ирина Шведова, режиссер Малого театра Драгунов В.Н., бывший учитель школы, а ныне победитель престижных международных конкурсов режиссер – документалист Орехов В.В.  и др. Тесные дружеские связи сложились у коллектива школы  с Героем России, 77-м летчиком – космонавтом Усачевым Юрием Владимировичем, который организовал для учащихся школы мастер – классы.) Мы организуем и проводим вместе с ними совместные мероприятия.

               И еще одна моя мечта – создание эффективного межшкольного образовательного пространства с расширенными границами выбора, которое позволит каждому школьнику построить свой маршрут самореализации в образовательных учреждениях шаговой доступности и абсолютно бесплатно, используя ресурсы не только школ, но и наших социальных партнеров.

               Школа-маленькая страна с маленькими людьми, делающими большую работу. Здесь нельзя ошибаться, нельзя лукавить, здесь можно очень легко найти друзей и потерять их. За 20 лет работы  директором в этой стране я хорошо выучила ее законы

Подписка на новости сайта
Подписчиков — 100
Изображение
Общероссийский рейтинг школьных сайтов
Победитель
«Победитель. Лето 2018»